О ПОЛЬЗЕ ПИВА

Спешил проводить сына — погиб в авиакатастрофе

Погиб в 1932 в авиакатастрофе — самолет вылетел в Швейцарию, на открытие одного из заводов Бати.


Погиб в 1932 в авиакатастрофе — самолет вылетел в Швейцарию, на открытие одного из заводов Бати (в Мёлине). Погибли и Томаш Батя, и его личный пилот. Было запланировано, что в Швейцарии Батя встретится и со своим малолетним сыном, который должен был уже надолго улететь в Америку. Создатель обувной империи не только в Чехословакии начала XX. века. Обувь от Бати носила, по сути, вся Европа. И не только Европа. Начиналась эта империя — на самом востоке нынешней Чехии, в Злине.

Сначала был вопрос

Томаш Батя в экскурсиях AndyGo

Томаш Батя

В одной из своих заметок, в связи с американским элем от пивоварни «Швец», задал вопрос: с чего вдруг эта пивоварня в Маленовицах называется именно так, т.е. «обувщик», «сапожник»? Догадаться не сложно: Маленовице (теперь уже) — район города Злин, а Злин — прошу прощения за пошлую гидскую фразу! — это «столица чешской обуви». Даже в конце XIX. века Злин был неприметным маленьким городком… пока туда не пришли сестра и два брата: Анна, Антонин и Томаш. Семейство Батя.

Пролетело Угерске Градиште

…грубовато сказано, конечно. Но, по сути, верно: мимо своего счастья прошло именно Угерске Грдиште. Очень живописный, милый и человечный город, кстати. Поначалу семейство планировало наладить производство обуви именно здесь. Но тамошние чиновники не выдали Бат(ям) ремесленнической лицензии — тем пришлось перебраться в Злин.

Повод гордиться!

Кстати, есть чем гордиться именно женщинам: в Чехии считается, что как раз благодаря сестре Анне обувная фирма и смогла поначалу хоть как-то действовать; мол, братья Антонин и Томаш в основном просиживали-просаживали в пивных. Анна, дескать, держала братьев в строгости и не позволяла разбрасываться деньгами. Известный факт: братья часто сбегали в пивную — может, просто от надзора строгой сестры…

Но вскоре Анна выходит замуж, и братьям… пришлось поумнеть. Первые большие деньги — в области, скорее, мужской: на изготовлении обуви для австро-венгерской армии в Первую мировую. Ну, а дальше — пошло поехало.

УГ могло выглядеть, как Злин!

Да-да: выдай чиновники лицензию, и Угерске Градиште могло бы сегодня выглядеть, именно как Злин. Ведь оба были лишь маленькими уютными городками, примерно с одинаковым числом жителей… Впрочем, сейчас на такие возможности смотришь уже иначе: в Угерском Гридиште — был. Милый городок, черепичные крыши, барочные постройки. И — замечательные открытые и очень добрые люди. Уютный патриархальный мир. Но что касается Злина…

Город, который построил Батя

…то в сравнении — ничего общего! Скучный вид Злина (не самый аттрактивный, кстати, на нынешний то взгляд/глаз) — это заслуга Томаша Бати: отель Москва, знаменитый небоскреб «21», т.наз. Батёвы домики для работников — это же все постройки еще 30-х лет!

Из нынешнего времени город — скучноват, конечно: ни черепичных крыш, ни узких улочек, в которых так приятно заблудиться; бетонные коробки вокруг — тоска, Анфиса… Но вдруг понимаешь, что весь этот город, по сути, построил один-единственный человек, и построил — еще в 30-е годы!

Рабочий кабинет в лифте

Кстати, забавность: в небоскребе «21» (здание заводоуправления, а название — по числу этажей) — был обустроен директорский рабочий кабинет прямо в одном из лифтов! Это ппц, дорогие камарады: телефон, водоснабжение (в лифте), и — sic! — двери раскрываются на нужном этаже, из лифта выглядывает Томаш Батя, весь такой: тааак, работаем, времени на раскачку нет!

Уговорил-таки пилота

Томаш Батя погиб в 1932 в авиакатастрофе над Отроковицами, там находился аэродром фирмы «Батя». Юнкерс F13 рухнул сразу после взлета, с высоты 30 метров. Погибли и сам Томаш Батя, и его личный пилот Йиндржих Броучек.

Самолет должен был вылететь в Швейцарию, на открытие одного из заводов Бати — в Мёлине. Погода совершенно не подходила для полета — пилот категорически отказывался лететь. Вылет перенесли минимально на час. Вспоминают, что весь этот час Батя потратил на уговоры пилота лететь. Уговорил-таки. Самолет рухнул, едва взлетев. Кстати, в Отроковицах — примечательный памятник Томашу Бате.

Попрощаться с сыном

Почему Батя так спешил с вылетом? Дело — не только в открытии очередного филиала, теперь — в Швейцарии. Но ведь было запланировано, что в Швейцарии Батя еще и встретится со своим малолетним сыном — встретится, чтобы надолго попрощаться: сын должен был уже надолго улететь в Америку на учебу. Всё вышло иначе: сыну пришлось прощаться с отцом…

Немного пива в память о Бате

В Злине был всего пару раз, да и то — проездом. Повторюсь: на современный взгляд, город не представляется уж очень уютным. Возможно, потому, что все мы вышли из СССР.

…и вдруг понимаешь, что этот город построил один-единственный человек: Томаш Батя. И построил — еще до войны. Впрочем, чтобы быть честным: Злин сильно пострадал и при бомбардировках во Вторую мировую войну.

О пользе пива?

Вот на такие сторонние мысли и воспоминания вдруг навела та этикетка пива (американского эля 11-ки) от пивоварни «Злинский швец», что на фотографии. Т.е. статья — о пользе пива? Конечно, нет. Скорее, о пользе разглядывания этикетки на бутылке пива. Где-то у меня завалялась и бутылка с другим пивом от «Швеца» — пойду-ка найду. И, в память: налью и выпью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.

Меню