Чешский автомобиль Velorex

Да будь ты хоть туристам в Чехии, но…

…признайтесь, что, пусть и на фотографии, видели это очень странную машинку: трехколесная, двигатель сзади, и, понятно, никакого, например, дифференциала нет вовсе. А может, даже посмотрели премилую чешскую комедию 1980: Беги, официант, беги! (Vrchni, prchni!) — там главный герой как раз ездит по Праге на такой вот машинке-лягушке, этакой (почти) инвалидке.

В общем, это и есть, безо всякой иронии, знаменитый чешский автомобиль Velorex (Велорекс) — придумка двух братьев из восточной части нынешней Чехии: Франтишка (Франца) и Моймира Странских.

Старший из братьев, Франтишек, работал когда-то на заводах Шкода (Skoda). Уже позже организовал свою фирму под названием Мото-Вело-Спорт. Но в это время начинается Вторая мировая война, так что было уже не до собстенного бизнеса.

А вот уже после войны, в 1949 году, Франтишек, вместе со своим младшим братом, Моймиром, и придумал трехколесный автомобиль. Гениально простая конструкция: трубчатая рама, обтянутая дерматином, или этакой «кожей молодого дерматина», как называли дерматин шутники в СССР. Спереди такой автомобиль немного напоминал утиное бедро в ресторане да на тарелке — откуда и берётся одно из народных прозвищ Велорекса: утиное бедро. Забавно, что самые первые версии Велорекса были на колесах 19 дюймов! Самым мощным двигателем во всей линейке — двигатель объемом в 350 кубических сантиметров

Младший из братьев, Моймир Странский, в пятидесятые годы 20 века придумал и ручное управление для Велорекса. Это изобретение было запатентовано, позже использовалось, в том или ином виде, на очень многих инвалидных машинах — не только на велорексах! Даже сейчас, среди специалистов, эта система ручного управления автомобилем известна именно как система Странскогo.

Понятно, что очень часто Велорекс использовался, в том числе, и просто как инвалидная коляска после войны. Этакий аналог советских, самых первых инвалидок СМЗ С-1Л и С-3А, хотя и в более простом варианте.

Увы, судьба старшего из братьев-изобретателей оказалась трагической, и, по сути, иллюстрацией к пушкинскому: …и примешь ты смерть от коня своего. Франтишек Странский погиб в 1954 году — попал в аварию на своем же автомобиле. Точнее, умирает в больнице через 2 дня после тяжелейшей аварии: травма головы. А вот младший из братьев, Моймир, прожил 86 лет, и умер в доме престарелых — по сути, совсем недавно: в 2011 году.

Даже сейчас, больше чем через 50 лет, автомобили Велорекс не являются раритетами в Чехии: суммарно их было произведено больше 15.000 штук! После того, как прекратили производить трехколесную машину, Моймир Странский придумал и четырехколесную модель Велорекса: внешние она напоминала ГДРский Трабант. Увы, эти четырехколесные машинки никаким спросом не пользовались: их выпустили всего чуть больше 1000.

А вот от трехколесных милых машинок, немного проходящих на глазастых лягушек, народ был просто в восторге: по всей Чешской республики до сих пор проводятся фестивали в фестивале поклонников Велорексов, самый крупный из которых проходит в местечке Босковице. Для ориентировки туристам: Боузов — не так далеко, например, от известных Пункевних пещер (катание на лодочках среди сталактитов и сталагмитов), или — сказочного замка немецких рыцарей Боузов.

Забавно, что изо всех трех точек моего проживания в Чехии, в двух моими соседями были как раз поклонники Велорекса, члены клубов любителей этого авто. У каждого из них, понятно, эта машинка была на ходу: периодически ее громко выгуливали…

Очень забавны народные прозвища этого трехколесного автомобильчика в Чехии: например, тряпичница, тряпкоплан, тряпколет, гусиное беро, летучая мышь, пакет для замороженных продуктов, летучая палатка, и даже: текущщее по трубам…

…но в этом — и есть, по мне, настоящая любовь к Велорексу

Комментарии

    Оставить комментарий

    Login

    Welcome! Login in to your account

    Remember meLost your password?

    Lost Password